Неповторимая индивидуальность каждого города создается многими поколениями творцов – архитекторов, художников, скульпторов, проектировщиков. В их творениях – душа города, которая живет вместе с их произведениями. За последнее десятилетие Казань обогатилась многими монументальными памятниками, силуэты которых стали привычным наполнением городской среды. Автором многих из них является скульптор Махмут Гасимов.

Махмут Гасимов родился в 1945 году в г. Ленинск-Кузнецк Кемеровской области. В 1961 1965 гг. обучался в Художественном училище им. П.П.Бенькова г. Ташкента, скульптурное отделение.

В 1974 году закончил Ташкентский театрально-художественный институт им.Островского, скульптурное отделение. В 1978-1979 годах стажировался в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (Санкт-Петербурге) при Академии художеств СССР. С 1977 года – член союза художников СССР (России). Член международной ассоциации изобразительных искусств АНАП-ЮНЕСКО.

Автор памятников: Баки Урманче, Гавриилу Державину, Салиху Сайдашеву, Габдулле Тукаю – в г. Санкт-Петербурге и в г. Уральске, "Вдохновение" в г. Альметьевске, Александрову И.В. Автор памятников-бюстов: С.Сайдашеву в БКЗ им. Сайдашева, Г.Тукаю, Х.Туфану на родине поэта в Аксубаевском районе, М. Салимжанову в фойе театра им. Г.Камала, Г.Р.Державину, М. Султангалиеву, Н.С.Исанбету, З.Нури, В.Бехтереву, Д.И.Менделееву, Н.Жиганову, М.Джалилю. Автор целой серии мемориальных досок в бронзе в Казани и других городах Татарстана, посвященных выдающимся людям.

читать полную биографию
скрыть биографию

С самого раннего детства, по воспоминаниям скульптора, его тянуло к рисованию и лепке. В послевоенные годы рано пришлось взрослеть: в пятнадцать лет отец посадил мальчика в поезд и отправил в Ташкент («Ташкент – город хлебный») самостоятельно устраиваться в этой жизни. Целью было Ташкентское художественное училище. В тот, 1961 год, не было набора на скульптурное отделение, и М. Гасимов поступает на театрально-бутафорское. Художник благодарен своим первым учителям по училищу – в частности его тогдашнему директору О. А. Апухтину, который вовремя разглядел талант и поддержал юношу.

С 1965 по 1968 год М. Гасимов служил в армии, а после демобилизации сразу решил поступать в Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского, но прошел туда по конкурсу только в 1969 году. В этот отрезок времени молодой художник работал на киностудии «Узбекфильм» в качестве художника по куклам (лепил кукольные головы, создавая модели образов). В институте на отделении монументально-декоративного искусства, у истоков создания которого в начале 1950-х годов стоял Баки Урманче, учился у скульпторов-педагогов Ф. И. Грищенко, Ю. Н. Киселева, К. А. Салахетдинова.

С 1974 года, после окончания института, у Махмута Гасимова начинается самостоятельный путь в искусстве, и последующее более четверти века творчество художника связано с Узбекистаном. Другой гранью дарования скульптора была на протяжении более десятка лет его преподавательская карьера на скульптурном отделении в Ташкентском художественном училище им. П. П. Бенькова. Ученики М. Гасимова стали ведущими скульпторами в своих регионах: В. Верховодов - в Киргизии, О. Шилова - в Санкт-Перербурге, И. Черноглазов – во Владимире.

С первых своих работ он заявляет о себе как последователь психологического портрета, скульптор-монументалист. Первые творческие портреты были созданы в дереве, для которых выбирались местные породы – тутовник, орех. Работам («Портрет Нины», 1974; «Портрет старой узбечки», 1975; «Журавель», 1976 и др.) свойственны мягкость моделировки, внимание Н 3 к фактуре, выявление характера модели. То, что было присуще вообще для задач советской скульптуры 1970-х годов – стремление увидеть в человеке все самые разнообразные оттенки эмоциональных состояний, включение качественных особенностей материала в создаваемый художественный образ, - с большой глубиной воплощалось Махмутом Гасимовым в его произведениях.

Традиции пластики на территории Узбекистана уходят в I–VIII века – это шедевры Халчаяна, Дальверзин-тепе, городищ Кувы и Варахши, которые относятся к эллинско- варварской кушанской культуре. Эти памятники древней культуры были открыты в 1930-х годах и вошли в коллекции музеев. Становление и развитие скульптуры в Узбекистане как вида изобразительного искусства связано с общим подъемом и состоянием советского искусства. Скульптуре первых советских десятилетий было свойственно решение специальных задач в русле реалистических традиций – развивались портрет, монументальное творчество, жанровая композиция. Позднее, к 1960-м годам, когда уже была сформирована достаточно крепкая база, в искусстве мастеров все чаще возникают глубоко архаичные, национальные образы. Для узбекских скульпторов (Д. Рузыбаева, Т. Косимова, Т. Таджиходжаева и других) древние зооморфные и антропоморфные скульптуры и мелкая пластика, выразительность их форм, красота цветовой раскраски представлялись частью природных стихий, сотворенных и древним мастером, и всем прошедшим временем. Эти традиции воплощались в их творчестве, обогащаясь символическим философским смыслом.

Для произведений Махмута Гасимова характерны и древние восточные традиции, и тенденции советской скульптуры: именно в них наиболее выразительно предстает его портрет как разностороннего художника.

Отсюда понятно, что среди персонажей Гасимова – и средневековые мыслители, и современники - спортсмены, рабочие, герои войны и труда, - словом, галерея образов, которые помогают создать ощущение исторической перспективы и одновременно живой связи времен. Художник работает в разных материалах – кроме дерева, это бронза, камень, металл. Лирические образы современников более убедительно смотрятся в дереве; созданию образов людей рабочих профессий лучше подходит металл. Герои, мыслители прошлого ярче предстают в камне.

В 1978 году художник стажировался в скульптурной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, где работал в основном в жанре портрета («Чары Халмамедов – живописец, заслуженный деятель искусств Туркмении», 1978-1979, гипс, и другие) и обогатил свой опыт в постижении традиций русской советской скульптуры.

В конце 1970-х годов М.Гасимов плодотворно работает в области монументальной скульптуры, создавая бюсты, памятники видным историческим и современным деятелям Узбекистана – «Первый президент Академии наук Туркестана, народный писатель Садретдин Айни» (1976-1977), «Секретарь Бухарского обкома партии Муртазаева» (1977), «Портрет чемпиона мира по боксу Руфата Рискиева» (1979). М. Гасимов мыслит конкретными категориями – отсюда психологизм, который неизменно присутствует в его образах, а также 4 свойственный им оттенок камерности и теплоты. Но, при всей конкретности образов, в работах присутствует мера условности, которая позволяет видеть в них портрет эпохи.

Гасимов - татарский скульптор, выучившийся и живший в то время на узбекской земле, - органически вобрал в свое творчество дух этой земли и ее народа. Поэтому так гармоничны его глубоко восточные, национальные образы. В 1985 году в рамках работы симпозиума по деревянной скульптуре, организованного Союзом художников Узбекистана, он создает знаковую для своего творчества работу «Бахтли бобо» («Счастливый дед»). Жанровая по форме, по духу своему она является метафорической, символической, вобравшей в себя мудрость Востока и общечеловеческие ценности – связь поколений, семейное счастье, мир и доброту. По удивительной гармонии идеи и ее воплощения это одно из самых совершенных произведений скульптора.

Восьмидесятые годы стали для художника временем пришедшей творческой зрелости – за спиной крепкая реалистическая школа ваяния, определенная известность, авторство многих памятников и работ, которые стали частью авторитетных музейных коллекций. Но творческий человек, вечно ищущий, экспериментирующий, не останавливается на достигнутом, он учится на протяжении всей жизни, потому что постигать что-то новое можно всегда (сократовское «Я знаю, что я ничего не знаю»).

Осенью 1986 года Махмут Гасимов принимает участие в Международном симпозиуме по скульптуре малых форм в Доме творчества художников им. Т.Залькална в Юрмале. Здесь он избирает для своих произведений шамот, как наиболее органичный материал для создания метафорических композиций. Шамот обладает твердостью камня и пластичностью глины, способен противостоять времени и передавать экспрессию авторского замысла; шамот, как и глина, привлекает скульпторов возможностью использовать цвет. Работы («Монумент тщеславию», «Мираж», «Продавец насвая», «Килен», «Старый джинн»), созданные в Прибалтике, объединены автором в серию, несущую в себе национальные мотивы и архаику Востока. Пластика произведений воплощает образы природы и человека с его добродетелями и пороками. В скульптурных формах передано пластическое и цветовое разнообразие мира – в этом автор следует национальной традиции: и античная, и новейшая народная пластика Узбекистана, как и архитектура, почти всегда была полихромной. Все работы этой серии позднее были приобретены художественными музеями Узбекистана.

Конец 1980-х – 1990-е годы было временем активного внедрения в художественное пространство страны новых форм – проведение фестивалей, биеннале, симпозиумов. Этот период характеризуется настоящим бумом проведения скульптурных симпозиумов по всей стране. В Узбекистане также был организован ряд подобных мероприятий. Организатором одного из них – Международного симпозиума по камню в Бухаре - стал Махмут Гасимов. Автором было создано одно из самых поэтических и символических работ в мраморе – «Облако», которое украшает теперь парк гостиницы «Интурист» в Бухаре.

В 1987 году художник получает приглашение в составе делегации из Узбекистана принять участие в юбилейных торжествах по случаю 90-летия классика татарского изобразительного искусства, народного художника Республики Татарстан, заслуженного художника Узбекской 5 и Казахской ССР Баки Идрисовича Урманче, которые проходили в Казани. Здесь состоялось знакомство двух художников, впоследствии переросшее в теплые, дружеские отношения. Они поддерживались живой перепиской и дальнейшими встречами, когда Махмут Гасимов по личному приглашению великого мастера останавливался в его гостеприимном доме. Баки Идрисовичу импонировал талантливый татарский скульптор из Узбекистана, Ташкента, города, в котором раскрывалось мастерство Урманче-скульптора и живописца. С этим городом, этой землей у Урманче было связано создание прекрасных произведений, ставших яркой страницей среднеазиатского периода его творчества; там жили и творили многие его ученики (например, Я. И. Шапиро – заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, лауреат премии Узбекской ССР им. Хамзы), ставшие впоследствии известными, признанными художниками. В живых беседах, которые перемежались воспоминаниями, размышлениями, прозвучало предложение Баки Идрисовича М. Гасимову переехать в Казань, на историческую родину, и, в частности, присоединиться к работе над проектом памятника Галимджану Ибрагимову, над которым в то время работал Б. И. Урманче. По замыслу автора, монумент состоял из центральной фигуры писателя, которую разрабатывал в своих эскизах Урманче, и четырех групповых композиций, раскрывающих содержание главных произведений Г. Ибрагимова. М. Гасимову было предложено работать над образами героев произведений – «Дочь степи» и др. Но замыслу не удалось реализоваться: вместе с уходящими силами автора - Баки Урманче, разваливалась страна, в обещанном финансировании проекта было отказано. К сожалению, до сих пор нет ясности в этой проблеме, и вопрос о памятнике Г. Ибрагимову для Казани остается открытым.

Махмут Гасимов в последние годы своего пребывания в Ташкенте, перед окончательным переездом в Казань, реализовал значительные проекты, которые вписали его имя в монументальную летопись Узбекистана. В 1989 году по проекту М. Гасимова (в соавторстве со скульптором И.Клиницким, архитектором Л. Адамовым) в Ташкенте был открыт памятник Акмалю Икрамову – видному революционному и партийному деятелю Узбекистана, расстрелянному в 1938 году. Авторами создан образ мужественного, честного и искреннего героя, уверенного в правоте своих принципов и взглядов. Эти ощущения достигаются композиционной постановкой фигуры, разворотом силуэта, продуманностью одежды, соразмерностью.

Другим произведением, украсившим Ташкент, стала декоративная аллегорическая четырехфигурная композиция для фонтана «Плодородие». Подобные композиции, состоящие из фигур, держащих фонтанную чашу или шар, разрабатывались еще в русской, а затем и в советской скульптуре (Ф. Ф. Щедрин, И. П. Витали; в татарской скульптуре традицию поддержал С. С. Ахун). Это излюбленная классическая композиция, для которой характерны уравновешенность, симметричность и центричность. Поэтому для композиции любого фонтана такая модель может быть идеальной. М. Гасимов привнес в ее содержание присущую современности пластику и декоративность, наделив женские образы чертами национального характера и красоты. В эти же годы автор создает портреты – Рафаэля Такташа, искусствоведа и видного деятеля культуры Узбекистана; композитора Мухтара Ашрафи. Этим работам присущи чувство такта и меры, глубина психологизма.

Начало казанского периода творчества Махмута Гасимова связано с возведением в Казани памятника Баки Идрисовичу Урманче. Он был установлен и торжественно открыт в сквере перед зданием Художественного фонда Татарстана, в день 100-летия великого татарского художника, в 1997 году. В 1993 году был объявлен конкурс на создание памятника Б. И. Урманче, на участие в котором и был приглашен М. М. Гасимов. Комиссией был выбран вариант памятника, наиболее адекватно выражавший образ татарского художника. Мастер изображен сидящим, в рабочем фартуке скульптора. Драпировки фартука, состоящие из многочисленных складок, придают фигуре динамичность и движение, но они не совсем согласуются с общим обликом художника – усталого, пожилого человека. Скульптор не случайно остановил свой выбор в его иконографии на образе художника в пожилом возрасте. Казань уже не помнила молодого Урманче 1920-х годов, зато она хорошо знала зрелого большого художника, который вернулся на родину после тридцатилетних скитаний уже в шестидесятилетнем возрасте. На невысоком гранитном постаменте, среди деревьев сквера, возвышается бронзовая фигура скульптора и живописца, и кажется, что он присел лишь отдохнуть, чтобы с новыми силами продолжить свой труд. Работа над этим памятником стала для скульптора в какой-то мере символическим явлением, так как именно она дала ему возможность возвращения на свою историческую родину.

После своего триумфального вхождения в художественное пространство Казани, для Махмута Гасимова начинается счастливая, но вместе с тем и хлопотная череда заказов и конкурсных проектов на создание памятников в Казани и городах Татарстана. Благо, времена меняются, и в плане возведения новых сооружений развернулась беспрецедентная кампания, связанная с объявленным в те годы празднованием тысячелетия Казани в 2005 году. С конца 1990-х годов в Казани появляются памятники: Ф. И.Шаляпину, К. Ф. Фуксу и Кул Гали московского скульптора А. Балашова (последний в соавторстве с А. Минуллиной); зодчим Казанского Кремля и «Казан» москвичей А. Головачева и В. Демченко; ряд декоративных скульптур И. Башмакова и А. Минуллиной. В это же время скульптор М. Гасимов выигрывает конкурсы, и по его проектам устанавливаются памятники С. Сайдашеву, В. Бехтереву в Казани, Ибрагиму I - в Елабуге.

Памятник Салиху Сайдашеву, яркому и самобытному композитору, выполненный в бронзе, поставлен на площади перед Татарским гуманитарным университетом напротив сквера через улицу, где высится монумент поэту Габдулле Тукаю. Кажется, что два великих сына татарского народа мысленно пребывают в диалоге друг с другом. И это хорошо обыграно в пространстве улиц. С. Сайдашев изображен в позе задумчивой созерцательности, чуть склонившим голову набок; он словно прислушивается к звукам, которые рождаются в его душе. Образ его отвлеченный, что позволяет трактовать его личность широко и многогранно.

М. Гасимову в дальнейшем поручается также воссоздание по рабочим чертежам и фотографиям уничтоженного в 1930-е годы памятника Гавриле Державину скульптора С. И. Гальберга (памятник установлен в 2003 г. в Лядском саду Казани). Параллельно у скульптора идет работа по заказам городов республики: в Лаишево в год 260-й годовщины со дня 7 рождения поэта был установлен бюст Г. Р. Державина. В Альметьевске центральный проспект города украшен декоративной композицией «Ильхам» («Вдохновение»), посвященной Габдулле Тукаю. В Уральске скульптор стал автором бюста Г. Тукая, в Нижневартовске – М. Джалиля, Д. М. Карбышева – в Казани.

Самой значительной работой последнего времени стала конная статуя Ибрагима I, основателя города Елабуги (2007). В изображении героического, собирательного символа объединяющих сил, для создания образа у скульптора превалировала типизация героического образа, его обобщение. Исторический прототип, от которого отталкивалась творческая мысль скульптора, воссоздан по преданиям и легендам, и его типаж должен соответствовать эпохе. Вся фигура воина и полководца – плод поэтической фантазии автора, Ибрагим I – носитель добрых, гуманных идей, сплав исторически достоверного и фольклорного, идеального и жизненно-конкретного. Волевой напор пластики, подчеркнутая динамика при внутренней сконцентрированности движения отличают памятник Ибрагиму I. Такое сочетание внешней статики и внутренней динамики придают размах чувствам героя. Энергия памятника подчиняет себе окружающее пространство. Стоящий на высоком берегу, на возвышенности, он вступает в активное взаимодействие со всем ландшафтом – панорамой реки Тоймы и далями лесов Прикамья.

В настоящее время художник много работает над камерным портретом. В поле его внимания, как всегда, такие деятели татарской культуры, как М. Салимжанов и Х. Туфан, М. Джалиль и Х. Такташ, Ш. Марджани, Заки Нури, Б. Султангалеев. Он выполняет эскизы многих декоративных композиций на темы «Шурале» и «Су анасы», татарского фольклора. Теперь, живя в Татарстане, он окунулся в мир образов татарской культуры, национальных традиций. Своеобразие творчества Махмута Гасимова состоит в постоянном взаимодействии поэтически-обобщенного, собственно-монументального и углубленно-психологического начал. Творчество мастера основано на равновесии традиционности и современности, его пафос – в сопоставлении прошлого и настоящего, временного и вечного.
Дина Хисамова
скрыть биографию


Участие в конкурсах, награды

  • Почетный диплом и премия за лучший памятник Ф. И. Шаляпину для г.Казани на Всероссийском конкурсе
  • Диплом II степени и вторая премия за участие в конкурсе на памятник Аль Марджани. Казань
  • Победитель открытого конкурса на памятник М. Султангалееву
  • Участник конкурса на памятник защитникам Казани 1552 года
  • Почетный диплом и премия за участие в III  Всероссийском симпозиуме по скульптуре. Казань
  • Участник и победитель Всероссийского конкурса по ледовой скульптуре «Миллениум-2000». Казань
  • Победитель конкурса на воссоздание памятника Г. Р. Державину. Казань
  • Победитель открытого конкурса на памятник С. Сайдашеву. Казань
  • Победитель открытого конкурса на лучший памятник основателю г. Елабуги Ибрагиму I. Елабуга
  • Приказом министра юстиции Российской Федерации награжден Почетной золотой медалью за памятник-бюст Гавриле Державину в Лаишево. 2003
  • Медаль «1000-летие Казани». 2005
  • Награжден дипломом Фонда содействия развитию национальной культуры «РАФТАУ» за
  • создание медалей Б. Урманче, С. Хакима, И. Шишкина, М.Цветаевой. 2007
  • Присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан». 2008

Гасимов Махмут Маталитович
Гасимов Махмут Маталитович
Гасимов Махмут Маталитович